Как определить уровень тревожности ребёнка
Данный раздел позволяет родителям получить первичную информацию об уровне тревожности младших школьников. Тревожность – это эмоциональный дискомфорт, который связан с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Тревожность в психологии может означать кратковременное эмоциональное состояние, а может являться устойчивой чертой характера человека. Тревога как эмоция свойственна всем людям и необходима для оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Однако постоянное нахождение в данном состоянии или очень высокие показатели говорят о состоянии дезадаптации личности.
Для определения наличия высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста необходимо проанализировать критерии тревожности.
Критерии определения тревожности у ребенка младшего школьного возраста:
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Высокий уровень тревожности зачастую связан с определёнными особенностями поведения и самочувствия ребёнка.
- Не может долго работать не уставая.
- Не может сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- Нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо школой.
- Неадекватными требованиями (чаще завышенными).
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Рекомендации родителям по снижению уровня тревожности
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
- Чаще используйте ласковый телесный контакт.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Не предъявляйте завышенных требований.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.
- Не проявляйте гипертрофированную заботу о ребенке. При искусственном ограничении социального опыта ребенка семья не обеспечивает ему переживания надежности, защищенности. Отсюда чувство беззащитности, неуверенность в своих силах, высокая тревожность.
- Количество поощрений должно превышать количество порицаний.
- Не используйте авторитарный стиль воспитания, с высоким уровнем притязаний, ожиданий по отношению к ребенку.
- Оценивая действия ребенка, обратите внимание на то, как часто Вы это делаете и как Вы это делаете. Когда ребенка укоряют за все подряд – лежащую не на месте книгу, пролитый чай и т.д., - всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон.
Для более досконального исследования эмоционального состояния ребёнка и проведении соответствующей психокоррекционной и консультативной работы Вы можете обратиться к школьному психологу.