Психологическое сопровождение участников ЦЭ и ЦТ ,экзаменов
Централизированное тестирование (ЦТ) и сдача экзаменов представляет собой не просто механическую проверку знаний. Данная ситуация сопровождается определённым уровнем стресса. На результаты тестирования могут значительно повлиять эмоциональное состояние, личностные особенности исследуемого, а также обстановка в аудитории в момент тестирования то, что мы называем ситуационная социально-психологическая атмосфера, групповые настроения и многое другое. Итогом правильной подготовки к ЦТ и сдаче экзаменов является возможность учащегося в ситуации проверки показать максимальный уровень знаний.
Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к тестированию, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. Данные рекомендации в полной мере применимы и к подготовке к сдаче экзаменов.
При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием.
Следует выделить три основных этапа: 1) подготовка к тестированию, изучение учебного материала перед тестированием, 2) поведение накануне тестирования, 3) поведение собственно во время тестирования.
Подготовка к тестированию:
- Обратите внимание на организацию своего рабочего места. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке, уберите лишнее. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
- Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего.
- Если «нет настроения» заниматься, нужно начинать с того материала, который знаете лучше.
- Через каждые 40-50 мин занятий необходим активный перерыв.
- Материал полезно структурировать за счет составления планов, схем (обязательно делать это на бумаге, а не в уме).
- Составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, т. е., что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план, схему ответа отдельно на каждый вопрос и желательно на бумаге. Повторяйте материал по вопросам.
- Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.
- Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
- Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.
- Готовясь к тестированию, мысленно рисуй себе картину победы, успеха.
- Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Способствовать успешной подготовке к тестированию будет правильно организованный режим дня.
Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы — «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Лучшее время для занятий – с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30
Каждый день находите возможность 1-1,5 часа бывать на свежем воздухе, выделите время для физических упражнений.
После 2–3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут (займитесь спортом, погуляйте на свежем воздухе.) Известно, что чередование умственной и физической нагрузки – это профилактика усталости. Прекращайте физические упражнения за 3 часа до сна.
Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час – полтора – не более.
Правильное питание – одно из условий успешной подготовки к тестированию. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню антистрессовые продукты:
- зерновые культуры: содержат сложные углеводы, повышающие содержание серотонина, а, следовательно, настроение;
- рыба, куриное и другое нежирное мясо: содержат белки, стимулирующие умственную деятельность;
- овощи, фрукты: содержат витамины, необходимые в борьбе со стрессом;
- молоко, орехи и др.: содержат калий, способствующий расслаблению мышц;
- сладости, содержащие простые углеводы, дают кратковременный эффект улучшения (на 17 с), однако можно перекусить с целью поднять себе настроение, употребив: фрукты, орехи, овсяную кашу, салат из фруктов или овощей, йогурт, кусочек шоколада.
При изучении и повторении материала помните правило «стирания следов». Запоминание материала – это оставление «следов» в памяти. При изучении похожего материала «следы» накладываются и стираются. Чередуйте гуманитарные и точные науки. Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%. Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, пиктограммы, помечайте опорные слова.
Методика повторения
Повторение – это воспроизведение прочитанного своими словами.
Время, которое отводится для подготовки к тестированию, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и даёт хорошие результаты. Однако необходимо учитывать два обстоятельства.
Имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала.
Процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями:
- первое повторение – сразу по окончании чтения;
- второе повторение – через 20 минут после предыдущего;
- третье повторение – через 8 часов.
- четвёртое повторение – через сутки (лучше перед сном).
Накануне тестирования:
- настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, не гоните их, но не «зацикливайтесь» на них;
- с вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости.
- непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Во время тестирования
1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к тестированию, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
2. На тестирование вы должны явиться не опаздывая, лучше за 15–20 минут до его начала.
3. Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что вы выше всех, умнее и хитрее, и у вас все получится. Сосредоточьтесь на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повторите их не спеша, несколько раз. В завершение сожмите кисти в кулак.
4. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т. д.). Будьте внимательны! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность оформления ваших ответов!
5. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
6. Получив тест, ознакомьтесь с вопросами и начинайте выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
7. Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
8. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
9. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном–двух вариантах, а не на всех пяти–семи.
10. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы просмотреть работу и исправить ошибки.
11. Если не уверены в выборе ответа — доверьтесь интуиции!
Поведение на письменном экзамене:
- Внимательно прочитайте задание.
- Начните с более лёгкого для вас задания. Это поможет вам сосредоточиться и прибавит веры в свои силы.
- Если вы должны подробно ответить на вопрос, то продумайте сначала свой ответ, соберите всё, что знаете, воедино.
- Очень важно то, что вы используете всё отведённое вам для работы время, вместо того чтобы сдать работу на полчаса раньше.
- Перед сдачей работы просмотрите её ещё раз и убедитесь, что вы написали всё, что знали и могли.
В случае возникновения повышенного уровня тревожности целесообразно использование релаксацию, аутогенную тренировку. Наиболее простой, экономичный способ релаксации – дыхательная релаксация. Представляет собой дыхание на счет. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох. Существуют более сложные формы релаксации, которые требуют определённой практики и тренировки, использующие дыхательные техники, механизмы самовнушения и работу с мышечным напряжением.
Памятка для родителей, учащихся готовящихся к экзаменам и ЦТ
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
- Помните, что ЦТ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;
- Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;
- Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЦТ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;
- Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;
- Помните, что ЦТ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;
- Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЦТ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
- Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЦТ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов».
Памятка учителям и классным руководителям по подготовке учащихся к ЦТ
- Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
- Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время тестирование, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
- Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
- Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
- Помогайте избежать ошибок.
- Поддерживайте выпускника при неудачах.
- Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру тестирование.
- Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к тестированию, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
- Учитывайте во время подготовки и проведения тестирование индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.