Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Борьба с коррупцией – важнейшая задача для государства и общества

Дата: 4 ноября 2016 в 13:08, Обновлено 4 ноября 2016 в 13:19

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии  поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.

По мере развития человеческого общества и смены общественно-экономических формаций коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, в органы управления государством, в том числе политику.

Во второй половине XX века коррупция становится международной проблемой. Подкуп транснациональными корпорациями высших должностных лиц приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих других государств.

Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Республике Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

- использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность  по противодействию коррупции.

В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятом 20 июля 2006 г., дано уточненное правовое определение данного понятия: «коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

С 12.04.2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 22.12.2011 г. № 332-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».

Постановлением Генеральной Прокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического Центра при Президенте Республики Беларусь, МВД, КГБ Республики Беларусь от 31.01.2011 г. № 5/8/1/34/6 «Об утверждении перечня коррупционных преступлений» утвержден перечень коррупционных преступлений, состоящий из десяти составов преступлений, в том числе:

- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК),

легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.2 и ч.3 ст.235 УК),

- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.424 УК),

- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и 3 ст.425 УК),

- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.426 УК),

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК),

получение взятки (ст.430 УК),

- дача взятки (ст.431 УК),

- посредничество во взяточничестве (ст.432 УК),

- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.455 УК).

Согласно статистическим данным по Витебской области за первое полугодие 2013 года выявлено 236 преступлений коррупционной направленности.

По изученным делам преступления, предусмотренные ст.ст.424-426 УК, выявлены: в системе торговли – 1, промышленности – 1, сельского хозяйства – 2, строительства – 2, сфере услуг – 2, образования – 2, ЖКХ – 2, правоохранительных органах, судах – 4, налоговых органах – 1, страховых организациях – 1.

Применительно к отраслям и сферам деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в промышленности, в системах здравоохранения и государственного управления, в строительстве и на транспорте, в системах образования и торговли. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.